Версия для слабовидящих

Проверкой выявлены нарушения трудового законодательства в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания»

18.03.2016
По результатам проведенной внеплановой проверки по заявлению работника в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания» были выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства.
Проверкой установлено, что в нарушение ст.57 ТК РФ в соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с социальным работником, работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя в 3 отделении социального обслуживания на дому в деревне Игнатовка Вельского района в должности социального работника. При этом местонахождением работодателя является г. Вельск.
16.11.2015 социальный работник была ознакомлена с уведомлением, согласно которому в связи с отсутствием граждан, нуждающихся в обслуживании на участке (МО «Пуйское» д. Игнатовка), работнику предлагается временное перемещение на территорию МО «Пежемское» д. Берег, в случае отказа трудовой договор будет расторгнут в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Выданное социальному работнику уведомление в нарушение части 2 статьи 74 Трудового кодекса РФ не содержит указания на организационные или технологические условия труда, изменение которых вызвало необходимость изменения обособленного структурного подразделения, поскольку указание на отсутствие граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на участке,  не является таковым условием. Напротив, пунктом 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ установлено, что  работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Работать в обособленном структурном подразделении, расположенном на территории МО «Пежемское» д. Берег, социальный работник не согласилась, о чем свидетельствует соответствующая запись на уведомлении, однако в нарушение требований части 3 статьи 74 Трудового кодекса РФ работодатель в письменной форме не предложил социальному работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую она может выполнять с учетом состояния здоровья.
На основании приказа трудовой договор, заключенный с социальным работником, 18.01.2016 прекращен по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть 4 статьи 74 Трудового кодекса).
В связи с выше изложенным Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе пришла к выводу, что приказ о прекращении трудового договора издан в нарушение требований частей 1, 2, 3, 4 статьи 74 Трудового кодекса РФ, что свидетельствует о незаконности прекращения трудового договора с социальным работником по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Абзацем 2 статьи 234 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Согласно части 1 статьи 84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
В нарушение выше указанных норм работник не была ознакомлена с приказом о прекращении трудового договора, о чем свидетельствует отсутствие подписи работника на приказе. Запись о невозможности довести до сведения работника указанный приказ или о том, что работник отказался ознакомиться с ним под роспись, на приказе не произведена.
В соответствии с частью 4 статьи 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса.
На основании приказа трудовой договор, заключенный с работником, 19.10.2015 расторгнут.  Окончательный расчет в нарушение выше указанной нормы Трудового кодекса РФ был произведен 20.10.2015, что подтверждается платежным поручением от 20.10.2015.
В нарушение статье 236 Трудового кодекса РФ работодателем не были выплачены работникам проценты (денежная компенсация) за нарушение установленного срока выплат при увольнении.
По результатам проведенной проверки работодателю выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания»  приглашено на составление протокола по ч. 1 ст. 5.27 КоАП рФ, по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.